"Записки Сумасшедшего”
фантасмагория по мотивам повести Н.В. Гоголя
В 1852 г.
доктор А. Т. Тарасенков, лечивший Гоголя во время его предсмертной болезни,
завел разговор с ним о "Записках сумасшедшего": "Рассказав, что
я постоянно наблюдаю психопатов и даже имею их подлинные записки, я пожелал от
него узнать, не читал ли он подобных записок прежде, нежели написал это
сочинение. Он отвечал: "Читал, но после". - "Да как же вы так
верно приблизились к естественности?" - спросил я его. "Это легко:
стоит представить себе..." (Тарасенков А. Т. Последние дни жизни Н. В.
Гоголя. М., 1902. С. 11).
Спектакль – премьера ТЮЗа ТГУ
имени Г.Р.Державина. Актерский состав – студенты 3-го курса кафедры актерского
искусства Академии культуры и искусств.
Зритель погружается в тот мир,
где реальность и фантасмагорична, и одновременно достоверна. Реальный мир
предстает разорванными на клочья обрывками воспоминаний. Главный герой,
Аксентий Иванович Поприщин воспринимает окружающий мир как-бы «наоборот» - все
выглядит в его глазах странно и «наизнанку». И если вначале все выглядит
забавно и весело, к концу реальность предстает своей страшной стороной, мрачной
и жестокой.
Сумасшествие как защита от
безумия мира - таков замкнутый круг, в котором существует Поприщин, находящийся
на сцене в окружении партнеров - голосов, лучей света, разнообразных
персонажей, - постепенно подводит своего героя к тому страшному перелому,
который ввергнет его, в конечном счете, в бездну безумия.
Почему люди сходят с ума? И где
грань между нормой и помешательством?
Если бедный канцелярист с утра до вечера точит перья и перекладывает с места на
место бессмысленные бумажки – он нормален; а если, устав страдать от
безнадежной любви и осознания своего ничтожества, объявит себя наследником
Испанского престола – он сумасшедший? «Сумасшедший» не столько потому, что
попадает в итоге в сумасшедший дом, сколько изначально и по существу - ибо
сумасшествие его заключаются, прежде всего, в его ненасытном и неутолимом
честолюбии. Незаслуженная обида и грубое унижение всколыхнут и стремительно
разовьют таившийся в нем комплекс неполноценности. И случайной фразы окажется
достаточно для того, чтобы в воспаленном мозгу родилась масса неожиданных
ассоциаций и фантазий, а грезы о генеральской дочке и сложившейся карьере
обернулись душевной болезнью.
И вот уже реальность исчезает,
уступая место буйству воспаленного рассудка. Герой мечется среди теней в ворохе
газет, как загнанная в угол мышь. И в финале он отправится в свой «идеальный»
мир, устав от сумасшествия мира реального.
******************************************************
постановка и сценография ДМИТРИЯ БЕЛЯЕВА
****************************************************** действующие лица и исполнители ПОПРИЩИН - Григорьев Сергей, Киселев Евгений СОФИ - Алексеева Ольга МАВРА - Бахолдина Ольга МЕДЖИ - Саяпина Ирина ФИДЕЛЬ - Синютина Надежда ЕГОПРЕВОСХОДИТЕЛЬСТВО, ЛАКЕЙ, ПАПА - Фитисов Юрий
САНИТАРЫ - Фитисов Юрий, Григорьев Сергей, Комаров Алексей ТЕНИ - Саяпина Ирина, Синютина Надежда, Бахолдина Ольга, Бородина Елена, Романова Полина, Климанова Юлия
******************************************************
продолжительность спектакля - 1 час не рекомендуется к просмотру до 14-ти лет
|